Экологическая страница

Родники Кузбасса

Деревня ШАНДА
Источник оформлен в виде колодца, расположен на окраине деревни в 50 метрах от автодороги г.Белово - г.Гурьевск.
  
Одной из достопримечательностей Гурьевского района является деревня Шанда (телеутское название – Шаанды). Она расположена на территории Раздольного сельского
поселения в Гурьевском муниципальном районе. Шанда — это старинное поселение телеутов, которое имеет богатую историю и уникальный культурный облик. Сегодня это место является одним из центров сохранения и развития национальной культуры коренных жителей Кузбасса.
А с 2011 года в деревне действует интерактивная экспозиция – этническая площадка «Телеусткая юрта» Она представляет собой культовые языческие святые места и предметы, которые были почитаемы древними телеутами. Среди них:
Обо — культовое место поклонения духам — хозяевам местности;
Курее — Бурханистский жертвенник;
Ширэ — место поклонения Ульгеню, верховному небесному божеству.

На базе этой площадки организуются экскурсии, театрализованные представления и презентации национальной кухни. Еще одним очагом поддержания национальной культуры является деревенская библиотека. Этническая площадка стала одной из видных достопримечательностей Гурьевского района и считается среди телеутов новым "местом силы". Здесь часто проходят этнографические практики студентов гуманитарных факультетов сибирских вузов.
Недалеко от поселения расположено крупное Шандинское месторождение известняка, запасы которого составляют около 1 млн. куб.м. Вблизи от этого месторождения были обнаружены древние археологические памятники.

Курганный могильник Шанда
     В 1960-х годах на правом берегу реки Малый Бачат учёные-археологи обнаружили курганный могильник Шанда. Этот памятник был открыт в 1959 году Ф. И. Александровым. Под его руководством с 1960 по 1965 год были проведены полевые исследования 17 курганов. Всего могильник содержал 18 курганов, которые были расположены неупорядоченно на пашне с левой стороны от автомагистрали. Памятник вытянут с юга-запада на северо-восток на расстояние 2,5 км, а с юго-востока на северо-запад – 1,5 км. Насыпи всех курганов имели следы грабительских лазов, а 17 курганов были разрушены в результате распашки. До начала раскопок курганы представляли собой округлые земляные насыпи, окопанные замкнутым рвом. При выборке насыпи курганов были найдены кости скелета человека и животных, а также фрагменты истлевшего дерева. Погребения грунтовые, совершены в ямах округлой формы, иногда перекрытых настилом из березовых плах, в вытянутом положении, головой на восток. Иногда в качестве подушки под головой использовалась береста. Большинство погребённых были мужчинами-воинами, рядом с которыми были захоронены кони в упряжи. На периферии курганов также были найдены детские погребения, в которых были обнаружены позвонки барана. В могилах были найдены предметы вооружения — массивные железные ножи, железные тесла, костяные наконечники, пряжки, пуговицы, серебряные орнаментированные пряжки, бронзовые серьги-колечки и крючки для крепления оружия, а также колчан с остатками кожи. Были найдены фрагменты конской упряжи – двусоставные удила, кольчатые и S-видные псалии, железные пряжки и колечки, железные крепления седла, стремена. Материалы памятника были опубликованы А.М. Илюшиным в 1993 году. 
     В монографии “Курганы средневековых кочевников долины реки Бачат” им были приведены аналогии средневековым древностям кочевников евразийских степей. Автор предполагает, что курганный могильник Беково и Шанда составляют единое могильное поле кочевников X-XI вв. Материалы хранятся в фондах Гурьевского городского краеведческого музея и личном архиве Ф.И. Александрова.

     Курганный могильник Шанда I был открыт в 1993 году сотрудниками Кузбасского Государственного технического университета под руководством А.М. Илюшина. Могильник расположен в 4 км к северо-северо-западу от д. Шанда. Памятник располагается на землях ГУП «Совхоз Гурьевский». Могильник состоит из 2 курганов, расположенных цепочкой, вытянутой по линии СЗ – ЮВ. Курган №1 – круглой формы. Его диаметр составляет приблизительно 26 м. Курган №2 диаметром 18 м находится в 30 м юго-восточнее кургана №1. На поверхности курганов подъемного материала нет.        Ориентировочно датируется эпохой средневековья. В настоящий момент площадь памятника в хозяйственном обороте не используется. Поселение Шанда II открыто в период 1996-2005 гг. археологической экспедицией ИАМ «Кузнецкая крепость» под руководством Ю.В. Ширина. Памятник аварийный. Активно размывается рекой. По собранному керамическому материалу поселение Шанда II датируется эпохой позднего средневековья. Возможно, оно соотносится с аборигенным населением XVIII в. – ташкыштымами.
 
Источник Святой Матроны Московской, г. Гурьевск

Расположен в сосновом бору, в 2025г в честь дня металлурга недалеко от источника был разбит 
Городской парк.
Святой источник, посвящённый Матроне Московской, — одно из самых любимых мест жителей Гурьевска и его гостей. Он находится в живописном месте, в сосновом лесу, всего в нескольких минутах ходьбы от города. Этот источник радует посетителей не только удивительно вкусной родниковой водой, но и красотой сибирской природы. Совсем недавно это место было просто небольшим родником, к которому вела узкая тропинка. Но сегодня это одна из самых красивых достопримечательностей Гурьевского района.    Идея обустроить источник принадлежит главе города Гурьевска Михаилу Поданеву. Он нашёл поддержку у отца Александра Галевича, который в то время был настоятелем Свято-Троицкой церкви в Гурьевске. Вместе они смогли объединить усилия около 30 предпринимателей, которые помогли построить часовню в честь Матроны Московской, иконную лавку, обустроить купель и колодец, провести освещение и установить скамейки.  
      Роль главного архитектора и зодчего примерил на себя отец Александр: именно его руками здесь выполнены практически все строительные работы. Главным меценатом этой необычной стройки стал ДСПК "Дорожник» (гендиректор Гагик Далакян), на его средства выполнено благоустройство территории, заасфальтированы пешеходные дорожки и дорога от трассы до источника. Прихожане Свято-Троицкой церкви также стали активными участниками проекта. Они приносили саженцы деревьев и цветов, помогали благоустраивать территорию и ухаживать за посадками. Они также проводили субботники и развешивали кормушки, сделанные своими руками.
    Впервые ритуал освящения воды состоялся в Крещение Господне 19 января 2017 года. Архитектурный комплекс был построен на месте лесного родника, который пробивается из глубин сибирской земли. Благодаря усилиям предпринимателей здесь появилось одно из самых красивых мест в Гурьевском округе. Основание колодца было выложено из природного камня. Сам колодец сделан из рубленого бруса, а вокруг него установлено кованое металлическое ограждение. Вода этого источника отличается особыми вкусовыми качествами. В любое время года здесь можно окунуться в студеную воду купели и ощутить божью благодать. В часовне в честь Матроны Московской вы можете поставить свечи и помолиться о здравии своем и своих родных.

      Недавно в мессенджерах и социальных сетях жителей Гурьевского округа распространилось видео, на котором было видно, как из трубы на источнике святой Матроны Московской в Крещение текла чёрная вода.

«Знаменка» обратилась к настоятелю Свято-Троицкого храма отцу Александру, чтобы узнать, что произошло с водой.

Вот что он ответил:
«Не надо это связывать именно с Крещением, грунтовые воды и раньше попадали в основную линзу родника. К сожалению, это случилось 19 и 20 января утром. К вечеру вода была уже чистой. Это связано с теплой зимой, когда грунтовые воды поднимаются и вместе со слоями земли попадают в колодец. Весной будем этим вопросом заниматься. Постараемся реконструировать колодец. И если возможно исправить, обязательно это сделаем. Хочу напомнить, что накануне Крещения Роспотребнадзор брал пробы воды из нашего источника, которые показали, что вода в нем абсолютно безопасна»






 








Гавриловский (Салаирский) святой источник
Гавриловский святой источник является одной из наиболее часто посещаемых достопримечательностей Кемеровской области. 
Название источника связано с его местоположением — он находится на окраине села. Однако его также называют Салаирским источником, поскольку рядом расположен город Салаир. Источник находится на территории небольшой горной возвышенности — Салаирского кряжа.
Что представляет собой источник
Долгое время источник был простым родником. Потом над ним был обустроен колодезный сруб, от которого также в сторону была отведена труба. Воду стало возможно набирать как из колодца ведрами, так и прямо из трубы самотеком.
В 1996 году вокруг колодца был построен деревянный помост, а сверху установлена крыша с крестом. Это сооружение представляет собой часовню без стен, которая называется шатровой часовней Рождества Иоанна Крестителя.
Рядом на косогоре стоял большой деревянный крест, с деревянной же фигурой распятого на нем Исуса Христа. По другую сторону была обустроена купальня, где желающие могли окунуться в воду.
         Вода данного источника всегда считалась особенной. Она приятна на вкус, обладает свойством долгое время оставаться чистой, свежей, не образовывать зеленый осадок и не плесневеть. Считается, что такими качествами вода обладает из-за повышенного содержания в ней серебра, т. к. окрестные горы богаты этим благородным металлом, являющимся природным антисептиком. В Гавриловке когда-то были серебряные рудники, также здесь стоял сереброплавильный завод. 
      Местные жители использовали воду из источника в бытовых целях — для питья, приготовления пищи и домашних заготовок на зиму. Воду часто брали в больших количествах, а стоянка для автомобилей находилась всего в 50-60 метрах от источника. Рядом с купелью были построены тёплые раздевалки. Однако желающие окунуться должны помнить, что вода очень холодная — её температура составляет всего +4 градуса даже в жаркую погоду. 
Согласно преданию, после Октябрьской революции, когда священник Рафаил и диакон Терентий проводили Божественную Литургию, в церковь ворвался большевистский отряд. Они хотели схватить священнослужителей, но верующие вступились за них. Священник Рафаил попросил позволить ему завершить Литургию, а диакон убежал из церкви. Большевики схватили священника и потащили его за ноги по кустам и оврагам до глубокой ямы, где бросили.
Священник явился диакону во сне с золотым венцом на голове и в белом облачении. Он сказал: «Брат, ты устрашился своего венца. Но он ждёт тебя, ступай за ним утром». Терентий проснулся и направился к большевикам. Они схватили его и ещё нескольких верующих и отвели их к телу священника. Все были убиты и сброшены в ту же яму. Кроме священнослужителей, смерть приняли ещё девять верующих, но их имена неизвестны.
Вскоре над местом гибели стал появляться свет, а затем появился родник. Вода в нём пузырилась, словно дышала. Постепенно образовалось небольшое озерцо. Вода в источнике прохладная и приятная на вкус, она никогда не замерзает, даже в самые сильные морозы. Говорят, что в ней содержится большое количество ионов серебра. Верующие приходят сюда в любое время года и в любую погоду.

       В 1995 году священник салаирской церкви отец Сергий освятил это место. В 1996 году была построена шатровая часовня Рождества Иоанна Крестителя над святым источником и приписана к Петропавловской церкви в Салаире. В 2001 году была проложена асфальтированная дорога.
Святой источник стал местом многочисленного паломничества. Рядом с открытой купелью устроены раздевалки. Есть благотворительная столовая, кормят в ней всех желающих по праздникам. В 2007 году источником губернатором Кемеровской области была заложена кедровая роща. Появились беседки, лавочки, фонари.
 
        На территории находится храм иконы Пресвятой Богородицы. В нем хранится чудотворная икона «Всецарица», которая помогает людям, страдающим онкологическими заболеваниями, а бездетным семьям – обрести ребенка.


 
Родниковый

Родниковый — посёлок в Ленинск-Кузнецком районе. Название посёлка говорит само за себя.
На окраине села, на Ключевой улице, находится источник ключевой воды. Вода из него попадает в небольшое озеро, которое расположено рядом с автомобильной трассой Кузбасс — Алтай.
Со временем колодезный сруб над источником и столы под навесами пришли в негодность. Множество проезжающих мимо людей превратили территорию вокруг него в захламлённое место. Действительно, какие уж тут традиции, когда всё так неприглядно…

         И всё же нашлись люди, которые чтут свои источники — и в прямом смысле этого слова, и в духовном. Житель села Ариничево Василий Нисов взялся за изготовление всех декоративных элементов для его благоустройства, оформления и украшения. Василий Леонидович — знатный в районе мастер деревянных дел. За несколько последних лет благодаря его мастеровым и умелым рукам были обустроены родники в посёлках Харьков Лог и Родниковый, сёлах Чусовитино, Ариничево и Подгорное, и даже в деревне Шанда соседнего Гурьевского района. Практически все они были освящены и получили свои названия в рамках проходившей на территории района акции «Родниковый перезвон». И каждый из них имеет свой легко узнаваемый облик.










 
Автор проекта: Старикова Арина